Суббота, 27 Апреля 2024

 
Вы вошли как
Гость
Группа "Гости"
ГОС.УСЛУГИ
Новости
Электрон. приемная
Очередь в ДОО
Оценка достижений
Направления работы
Навигатор
Оценка образования
МСОКО
Независимая оценка
ОЛИМПИАДЫ
Конкурсы, акции
Земский учитель
ВАКАНСИИ
Образование в сети
Важные ссылки
Учредитель
Центр занятости
Главная » Документы » Методическая работа » Копилка передового педагогического опыта

Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей в современной школе
[ Скачать с сервера (3.90 Mb) ] 01 Июня 2021, 12:39

Для того чтобы эффективно реализовать современный стандарт общего образования в начальной школе, в образовательном учреждении должна быть выстроена разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности.

В наши дни проблема выявления, развития и обучения одаренных детей вызывает большой интерес в психологических и педагогических кругах. Многочисленные исследования особенностей развития одаренных детей подчеркивают актуальность этой проблемы, как в нашей стране, так и за рубежом.

Работа с одаренными детьми требует глубокого понимания природы «одаренности». «Одаренный ребенок» - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Психолог Теплов Б.М. понятие «одаренность» трактует как обеспечение успешности в какой-либо деятельности не отдельной способностью, а своеобразным их сочетанием, которые характеризует личность.

Под одаренностью ребенка понимаются более высокая, чем у его сверстников при прочих равных условиях, восприимчивость к учению и более выраженные творческие проявления.

Выделяют три категории одаренных в умственном отношении детей:

• дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях;

• дети с признаками специальной умственной одаренности (профильная одаренность);

• дети потенциально одаренные, обладающие яркой познавательной активностью и незаурядными умственными резервами, но не достигшие успехов в учении и пока себя не проявившие.

Одно из главных направлений работы педагогического коллектива начальной школы – создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая тех, чья одаренность в настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей. Работа с талантливыми, одаренными детьми в школе может быть реализована только в рамках общешкольной программы, работа психолога – лишь составная часть этой программы.

Цель психолого-педагогического сопровождения: содействие в выявлении, поддержке и развитии талантливых детей, их самореализации, профессиональном самоопределении, сохранении психологического и физического здоровья.

Задачи:

• выявление одаренных детей;

• создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей.

Необходимо создавать как специальную систему поддержки сформировавшихся талантливых школьников, так и общую среду для проявления и развития способностей каждого ребенка, стимулирования и выявления достижений одаренных детей.

Организация работы с одаренными детьми имеет следующее содержание:

• психолого-педагогический анализ развития учащихся школы;

• выявление одаренных и талантливых детей;

• помощь одаренным учащимся в самореализации их творческой направленности;

• организация воспитательного процесса и системы дополнительного образования в работе с одаренными детьми;

• работа с родителями одаренных детей.

Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. К школе предъявляются сегодня высокие требования. Программа развития школы должна предусматривать целенаправленную работу с одаренными учащимися, начиная с начальной школы и до осознанного выбора жизненного пути, и реализовываться в действии.

Выявление одаренных и талантливых детей:

• анализ особых успехов и достижений ученика;

• создание банка данных по талантливым и одаренным детям;

• диагностика потенциальных возможностей детей с использованием ресурсов психологических служб;

• преемственность между дошкольным и начальным образованием посредством создания системы структурных подразделений дошкольных учреждений на базе общеобразовательных учреждений.

В рамках этих направлений целесообразно поддерживать творческую среду, обеспечивать возможность самореализации учащимся каждой общеобразовательной школы. Для этого предстоит расширить систему олимпиад и конкурсов школьников, практику дополнительного образования, различного рода ученических конференций и семинаров, отработать механизмы учета индивидуальных достижений учащихся.

Формы работы с одаренными учащимися:

• групповые занятия с одаренными учащимися;

• факультативы;

• предметные кружки;

• кружки по интересам;

• конкурсы;

• курсы по выбору;

• участие в олимпиадах;

• работа по индивидуальным планам;

• занятия в профильных классах;

• интеллектуальные марафоны.

Помощь одаренным учащимся в самореализации их творческой направленности:

• создание для ученика ситуации успеха и уверенности, через индивидуальное обучение и воспитание;

• включение в учебный план школы факультативных курсов по углубленному изучению предметов школьной программы в соответствии с запросами учащихся и пожеланиями родителей;

• формирование и развитие сети дополнительного образования с учетом интересов учащихся;

• организация научно-исследовательской деятельности;

• организация и участие в интеллектуальных играх, творческих конкурсах, предметных олимпиадах, научно-практических конференциях.

Поощрение одаренных детей:

• публикация в СМИ;

• премия администрации ОУ "Ученик года";

• увеличение каникулярного времени;

• стенд "Лучшие ученики школы";

• система поддержки талантливых и одаренных детей на уровне муниципалитета.

Работа с родителями одаренных детей:

• психологическое сопровождение родителей одаренного ребенка;

• совместная практическая деятельность одаренного ребенка и родителей;

• поддержка и поощрение родителей одаренных детей на уровне муниципалитета.

Необходимо включение в работу с одаренными учащимися в первую очередь учителей, обладающих определенными качествами:

• увлеченных своим делом;

• способных к экспериментальной, научной и творческой деятельности;

• профессионально грамотных;

• интеллектуальных, нравственных и эрудированных;

• проводников передовых педагогических технологий;

• умелых организаторов учебно-воспитательного процесса;

• знатоков во многих областях человеческой жизни.

Мониторинг эффективности работы с одаренными учащимися включает в себя анализ результатов деятельности участников педагогического процесса и построение перспективы дальнейшей работы.

Таким образом, психологическое сопровождение одаренных учащихся школы представляет собой хорошо структурированный, последовательный вид деятельности, являющийся неотъемлемой частью системы работы учреждения образования по выявлению, сопровождению и развитию одаренных детей.

 

Список литературы:

• Авдеева Н.И., Шумакова Н.Б. и др. Одаренный ребенок в массовой школе - М.: Просвещение, 2006.

• Джумагулова Т.Н., Соловьева И.В. Одаренный ребенок: дар или наказание. Книга для педагогов и родителей. – СПб, 2009.

• Теплов Б.М. Способность и одаренность. Избранные труды в 2 т.-Т.1.- М., 1985.

Категория: Копилка передового педагогического опыта | Добавил: ИМО
Просмотров: 136 | Загрузок: 4 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Важные события
Внимание!
Школьное питание
Для родителей
Антикоррупция
НП "Образование"
Защита прав детей
Краевая акция
Точка роста
Антинарко
Проф.обучение
Поиск
Культурный проект
Безопасность детей
Оценка качества
Работа со школами
ЕГЭ
ГИА-9
ГТО
СПОРТ
Мы в соцсети
Copyright MyCorp © 2024